Новости

Круиз-контроль. Действительно ли использование круиз-контроля снижает расход топлива?

Добавлено 17 июля 2019

Каждый водитель хочет, чтобы его машина потребляла как можно меньше топлива. На расход топлива влияет не только стиль вождения, но и использование множества дополнительных функций, улучшающих комфорт вождения, поэтому не всегда достаточно убрать ногу с педали газа, чтобы снизить потребление топлива. А как на расход топлива влияет круиз-контроль? Оказывается, нет однозначного ответа на этот вопрос.

Экономное вождение — два ответа на один вопрос

С одной стороны, экономное вождение не так уж сложно — как только выработаем несколько привычек, мы сможем добиться отличных результатов, например, снизить расход топлива и увеличить расстояние, которое автомобиль может пройти с полным баком. С другой стороны, можно легко увлечься и превратить обычное вождение в борьбу за выживание.

Например, кондиционер может увеличить расход топлива на один, два или даже три литра бензина на 100 км. Конечно, целесообразно использовать его с умом, чтобы минимизировать потребление топлива, но отказавшись от приятного холодка в жаркий день, чтобы сэкономить около 5–10 злотых на 100 км, слишком много приносим в жертву. Мы теряем не только комфорт для самих себя и своих пассажиров, но также ставим под угрозу нашу безопасность — жаркая погода негативно влияет на реакцию водителя, его душевное состояние, в крайних случаях это может даже привести к обмороку и т. д. На расход топлива также имеют воздействие другие элементы оборудования автомобиля, например, радио, аудиосистема, освещение и т. д. Означает ли это, что мы должны отказаться и от них?

Гораздо лучше заботиться о хорошем состоянии автомобиля, разумно использовать его функции и системы, а также соблюдать несколько очевидных правил. Динамическое вождение увеличивает расход топлива, но это не означает, что мы должны ползти со скоростью 50–60 км/ч, включив 5-ю или 6-ю передачу — это не имеет смысла. Относительно быстрое достижение желаемой скорости позволит в течение длительного времени двигаться с фиксированным числом оборотов и на оптимально подобранной передаче, что значительно снижает расход топлива. Кроме того, рекомендуется закрыть все окна (открытое окно означает большее сопротивление воздуха), убрать ненужную нагрузку из багажника, разумно использовать кондиционер (избегая полной мощности и самой низкой температуры), следить за правильным давлением в шинах, если возможно, тормозить двигателем, например, при приближении к светофору. С другой стороны, круиз-контроль на дороге может быть очень полезным. Но так ли это всегда?

Экономит ли круиз-контроль топливо? И да, и нет.

В нескольких словах можно сказать, что использование круиз-контроля, безусловно, повышает комфорт вождения, позволяя ногам отдыхать даже во время коротких поездок за город. Однако в городе использование этой функции является ненужным, а в некоторых случаях — даже опасным. В любом случае, для тех, кто много путешествует, круиз-контроль, несомненно, является отличным и очень полезным изобретением. Но может ли он ограничить расход топлива?

Все зависит от типа круиз-контроля и маршрута или, точнее, от местности, по которой мы проезжаем. При наличии в автомобиле самого базового круиз-контроля без каких-либо дополнительных усовершенствований и при езде по ровной местности без уклонов и с умеренным дорожным движением расход топлива может немного снизиться. Почему? Круиз-контроль будет поддерживать фиксированную скорость без ненужного ускорения, замедления и т. д. Он может распознавать даже малейшие колебания скорости и реагировать немедленно, сводя ускорение к минимуму. Во время обычной езды водитель не может поддерживать фиксированную скорость, если постоянно не смотрит на спидометр.

Круиз-контроль обеспечит стабилизацию скорости и работу силовой установки без колеблющейся нагрузки, что на расстоянии сотен километров приведет к определенной разнице в расходе топлива.

К этому можно добавить и психологию. При использовании круиз-контроля мы не станем слишком часто обгонять, нажимая педаль до упора, а будем управлять автомобилем расслаблено, даже когда скорость немного ниже допустимого предела. Звучит необычно, но на практике это работает. Вместо того, чтобы постоянно обгонять других водителей, несмотря на то, что они развивают скорость около 110 км/ч вместо 120 км/ч, лучше установить на круиз-контроле более низкую скорость, расслабиться и наслаждаться поездкой.

По крайней мере, теоретически…

Каждый водитель хочет, чтобы его машина потребляла как можно меньше топлива. На расход топлива влияет не только стиль вождения, но и использование множества дополнительных функций, улучшающих комфорт вождения, поэтому не всегда достаточно убрать ногу с педали газа, чтобы снизить потребление топлива. А как на расход топлива влияет круиз-контроль? Оказывается, нет однозначного ответа на этот вопрос.

Совсем другое дело, если мы используем традиционный круиз-контроль в немного более разнообразной местности с большим количеством склонов, уклонов и т. д. Они могут быть и не очень крутыми, но если такая дорога занимает около десятка километров, использование круиз-контроля может привести к значительному увеличению расхода топлива. При движении в гору круиз-контроль будет пытаться поддерживать заданную скорость любой ценой даже за счет полного открытия дроссельной заслонки, что, конечно, потребует больше топлива. С другой стороны, при спуске эта функция может начать использовать тормоза, чтобы ограничить ускорение. Управляя автомобилем самостоятельно, водитель будет знать, как вести себя в различных условиях, например, ускоряться до наклона, замедляться при подъеме, тормозить двигателем при спуске с холма и т. д.

Еще одно отличие существует в автомобиле с активным круиз-контролем, дополненным такой функцией, как спутниковая навигация. В таком случае компьютер способен прогнозировать изменения на дороге и достаточно быстро реагировать на неизбежные изменения параметров движения. Например, «заметив» автомобиль впереди, активный круиз-контроль плавно снижает скорость, а затем разгоняется до заданной скорости. Кроме того, при считывании навигационных данных об уклоне, автомобиль переключается на более низкую передачу раньше и проезжает по отрезку дороги, не оказывая ненужного давления на силовую установку. Некоторые модели круиз-контроля также поставляются с опцией «дрейфа», которая может пригодиться при спуске с использованием тормозной системы и т. д. На неровной местности эти решения позволяют добиться лучших результатов, чем при традиционном круиз-контроле, но прогнозы водителя, его интуиция и опыт по-прежнему являются гарантией лучших результатов.

Это теоретически…

Как это выглядит на практике? Я решил проверить это по пути из Радома в Варшаву и назад (около 112 км в одну сторону, включая небольшое расстояние в пределах города). Обе поездки проходили ночью, при одинаковой температуре воздуха, расстояние также было одинаковым. Я ездил на Saab 9-3 SS 2005 года изготовления с двигателем 1,9 TiD мощностью 150 лошадиных сил и 6-ступенчатой механической коробкой передач.

Во время первой поездки в Варшаву и обратно я не использовал круиз-контроль, ехал со скоростью 110–120 км/ч, а движение было очень умеренным как на дороге, так и на коротких расстояниях в черте города — никаких дорожных пробок. Средний расход топлива, указанный компьютером, составил 5,2 л на 100 км после пробега 224 км. Во время второй поездки при тех же условиях (также ночью, с аналогичной температурой и погодными условиями) по скоростной автомагистрали я использовал круиз-контроль, настроенный на скорость около 115 км/ч. Проехав идентичное расстояние, бортовой компьютер показал средний расход топлива около 4,7 л на 100 км. Разница в 0,5 л на 100 км незначительна и просто показывает, что при оптимальных дорожных условиях (как с точки зрения интенсивности движения, так и рельефа местности) круиз-контроль может способствовать снижению расхода топлива, но в довольно небольшой степени.

Так использовать его или не использовать?

Конечно, использовать, но разумно! При езде по скоростной дороге с небольшим движением круиз-контроль становится почти спасением, и с ним даже короткая поездка станет более комфортной, чем управляя скоростью «вручную». Однако, если вы едете по горной местности, где даже скоростная дорога или автомагистраль становятся извилистыми и волнистыми, или если движение довольно интенсивное и требует, чтобы водитель всегда был настороже, снижал скорость, обгонял, ускорял и т. д., тогда лучше выбирайте езду без поддержки этой функции, даже если это активный круиз-контроль. Так вы не только сэкономите топливо, но и повысите уровень безопасности.

Количество комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *